гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Прага - легенды и действительность

Фантастическая Прага (Пражское гетто)

У фантастической Праги есть еще одна притягательная часть, представленная легендами Пражского гетто. Город на Влтаве, на пересечении нескольких важных торговых путей, был одним из старейших еврейских поселений в Европе.

Пражский Еврейский город
Пражский Еврейский город. Червеная улица
Пражский Еврейский город
Пражский Еврейский город. Старая школа

Здесь встретились две главные еврейские ветви. Это немецкая - ашкенази и восточная - сефарды, которые пришли сюда из русско-польской области, с Балкан, а позже из Испании, Португалии и Италии, откуда бежали от неистовой инквизиции. Неслучайно вершина славы пражского еврейства во время правления Рудольфа совпадает с разгаром фанатизма инквизиции в Испании во время Филиппа II.

Пражский Еврейский город. Староновая и Высокая синагоги
Пражский Еврейский город. Староновая и Высокая синагоги
Пражский Еврейский город. Около Испанской синагоги
Пражский Еврейский город. Около Испанской синагоги

Но всемирная слава пражского еврейского центра значительно старше. Ей способствовали обширные торговые связи пражских евреев еще в средневековье. Здесь была известная школа по изучению Талмуда, ученики которой по всему еврейству распространяли славу пражской общины, особенно ее Старой школы - Староновой синагоги. О ней говорилось, что это самая старая синагога на свете, потому что была построена, или принесена ангелами сразу после разрушения Иерусалимского храма.

Пражский Еврейский город. План 1804 года
Пражский Еврейский город. План 1804 года
Как и в других местах Европы, Пражское гетто часто становилось жертвой религиозного фанатизма. Погром 1389 года, о котором Авигдор Кара написал псалом, известен среди евреев не меньше, чем мудрость пражских талмудистов. Веками посетителям Староновой синагоги показывали следы крови на стенах после страшного убийства.

Однако вершина славы Пражского гетто приходится на правление Рудольфа, когда среди пражских евреев жили выдающиеся люди. Прежде всего, это примас Еврейского города Маркус Мордехай Майзл и рабби Иегуда Лев бен Бецалель. Первый добился своего важного положения, финансируя военные мероприятия императора и строительство Еврейского города, а второй прославился своей ученостью и мудростью, своими знаниями от философско-религиозных, до естествознания, астрономии и астрологии. Это приблизило мудрого раввина к ученым при дворе Рудольфа и привлекло к нему внимание самого императора, который уделил ему аудиенцию. Влияние этих двух человек при дворе стало мощной опорой всей еврейской общине, защищая ее от фанатичных противников. Вокруг богатства Майзела и мудрости Лева образовался богатый цикл преданий и легенд.

Распятие на Карловом мосту в Праге
Распятие на Карловом мосту
Пражских евреев не оставила без внимания и противореформационная пропаганда иезуитов. Она извлекла две легенды, которыми обогатила пражскую барочную агиографию (изучение жития святых) и увековечила ее эффектными памятниками. Прежде всего, это еврейская надпись на Распятии на Карловом мосту, который, согласно прикрепленному комментарию, вынужден был изготовить из золота богатый еврей за то святотатство перед христианским Мессией.

Шимон Абелес
Шимон Абелес
Далее печальная история Шимона Абелеса, еврейского мальчика, который согласно записи сенсационного процесса сам обратился к иезуитам, чтобы его окрестили. К тому же прошел подготовку в иезуитской коллегии, из которой был похищен своим отцом и замучен. Церемониальные похороны несчастного новокрещеного, который со всей помпезностью был похоронен в Тынском храме рядом с надгробной доской известного Тихо Браге, а также жестокий процесс против его предполагаемых убийц стали сенсацией барочной Праги.

В такой атмосфере рождались и жили пражские еврейские легенды. Они появлялись из местных преданий, быстро распространялись благодаря обширным связям пражских евреев и возвращались, приукрашенные и расширенные мигрирующими сюжетами с востока и запада. Так образовалась пестрая мозаика, которая была скомпонована в единое целое в период романтизма в первой половине 19 века. Самые старые записи легенд о Пражском гетто исходят из этого времени.

Относительно поздние записи не опровергают старину и подлинность этих преданий, которые возникли и распространялись еще задолго до того, как и другие рассказы, записанные «из уст людей» фольклористами 19 века. Романтизм наложил на них свой стиль.

Европейские интеллектуалы, пришедшие в Прагу, видели в сети изогнутых узких улочек гетто, живо повторяющих атмосферу средневековья, старинную синагогу со следами засохшей крови, причудливую ратушу с еврейским циферблатом и поэтическое кладбище, где между кустами бузины теснились надгробия несчетных поколений пражских евреев.

Пражский Еврейский город. Староновая синагога
Пражский Еврейский город.
Староновая синагога
Пражский Еврейский город. Еврейская ратуша
Пражский Еврейский город.
Еврейская ратуша
Пражский Еврейский город. Старое еврейское кладбище
Пражский Еврейский город.
Старое еврейское кладбище

В этой атмосфере в 1847 году в Праге выходит сборник «Сиппурим». Экзотическое название означает сборник еврейских народных преданий, рассказов, мифов, хроник, воспоминаний и биографий выдающихся евреев всех столетий, преимущественно средневековья. Ряд авторов рассказывают историю евреев разных мест и веков, включая туда и пражские еврейские легенды. Сборник пользовался успехом, и после первого тома были выпущены три следующие.

«Сиппурим» были написаны на немецком языке. Они также преследовали цель сблизить пражских евреев с чешским движением возрождения. Наряду с тем, что подчеркнута верность пражских евреев императору, авторы с симпатией относятся и к белогорским бунтовщикам. Пражские легенды перекликаются с чешским патриотическим романтизмом. Легенда, основой которой послужила, вероятно, какая-то рукопись из Оксфордского университета, повествует о пророчестве Либуше. Ясновидящая княжна якобы предсказала приход евреев в Прагу в 730 году и призывала своего сына Незамысла радушно принять их, потому что они принесут пользу чешскому народу.

Легенды старой Праги. Чудесное обогащение Майзла
Легенды старой Праги. Чудесное обогащение Майзла
Легенды старой Праги. Чудесное обогащение Майзла
Легенды старой Праги. Чудесное обогащение Майзла

Двойственный сюжет, очень характерный для жизни в гетто, появляется в разных вариациях пражских еврейских легенд. Это сюжет чудесного обогащения, которое обычно объясняется как Божья награда за благочестие, и сюжет обезвреживания интриг, козней, провокаций, которые могли послужить предлогом для погромов и репрессий. Первый из сюжетов встречается в легендах об основании синагог, особенно в рассказах о богатом Майзле. Второй сюжет проявляется в суровых историях, как например о двух пекарях (Rudovous и Zelenovous), которые накануне праздника пытались с помощью отравленной мацы распространить смерть по всему гетто. Случай был использован в уличной песенке, звучащей и в романе Майринка «Голем».

Пражский Еврейский город. Пинкасова синагога
Пинкасова синагога
Оба сюжета связаны в гротескное целое в легенде о происхождении Пинкасовой синагоги. Ее бедный основатель обогатился тем, что провокаторы бросили ему в окно умершую обезьяну, в желудке которой оказалось много золотых дукатов. По сюжету легенды это была хотя и Божья помощь, но не чудо. Это была дрессированная обезьяна еврейского покровителя, богатого магната. Обезьяна копировала хозяина, как он пробует монету на зуб, после чего проглатывала ее. Потом умерла от расстройства желудка. Слуги хотели подшутить над бедным евреем, приходившим к их хозяину, но не догадывались, что вместе с дохлятиной бросают ему в окно и средства для постройки синагоги.

Особый, наиболее захватывающий цикл легенд собрался вокруг мудрого раввина Лева бен Бецалеля. Около одного исторического лица сосредоточились рассказы, возникшие, вероятно, в разных местах и в разное время, распространенные в местных и международных преданиях. Эти легенды отражали типичную атмосферу рудольфинской Праги, где бродячие шарлатаны и фокусники перемешались с исследователями естественных наук на фоне веры в сверхъестественные силы.

Наибольшей популярности из всего цикла достигла легенда о Големе, которого раввин сделал из глины и оживил так называемым шемом, т.е. именем Иеговы, написанным на листке бумаги и вложенным в рот глиняного тела.

Повесть о Големе как о создании раввина Лева впервые была записана в 19 веке. Но она так подходила к мудрому раввину и атмосфере Пражского гетто в период его жизни, что пустила здесь мощные корни, подавив варианты, локализованные в других местах. Голем навсегда остался связан с рудольфинской Прагой.

Прага. Голем, Рудольф II и Катержина Страда
Голем, Рудольф II и Катержина Страда (2010 г.)
С историей Голема связана еще группа романтичных захватывающих легенд Пражского гетто, рассказывающая о борьбе раввина Лева со смертью. Как Фауст и другие чародеи боролись с дьяволом, которого им иногда удавалось обмануть, но, в конце концов, ему сдавались, так и мудрый рабби не раз своим умом противостоял козням бледного ангела смерти. Сдался только когда понюхал розу, которую ему подарила внучка. В этом романтичном укрытии он не увидел своего коварного противника.

Пражские «Сиппурим» были переведены на разные языки, распространены в следующих чешских и немецких сборниках. Популярность легенд снова возросла, когда стало набирать силу антисемитское движение, возродившее старое поверье о ритуальном убийстве, служившее поводом к кровавым погромам. Голем в легендах выступал как защитник пражских евреев от провокаций и их кровавых последствий. Притягательности легендам добавляло то, что в них оживала атмосфера страха и неуверенности, которая веками наполняла тесные улочки Пражского гетто.

Памятник рабби Леву в Праге. Фото Галины Пунтусовой
Памятник рабби Леву в Праге
Во время, когда средневековый характер гетто уступал современной застройке - так называемой пражской санации (полной перепланировки района Праги), посреди исчезающего старого гетто снова появлялся Голем как защитник пражских евреев от подозрений в ритуальных убийствах. В Праге тогда жил немецкий писатель Густав Майринк, который написал фантастический роман о Големе. Легендарный персонаж в его романе является материализованным представлением чего-то таинственного и зловещего, присущего Пражскому гетто, в котором веками звучат трагические аккорды элегии Авигдора Кары.

Сохранялась легенда, что останки глиняного гомункулуса хранятся на чердаке Староновой синагоги и что существует строгий запрет самого рабби Лева, чтобы кто-либо, кроме раввина, туда заходил. Но и раввины не решались подняться на чердак. И только однажды, по рассказу 90-летнего сторожа, один из пражских раввинов заходил на чердак. Перед этим он прошел обряд очищения, поста, а когда поднимался на чердак, ученики внизу пели псалмы. Когда он вернулся, то всем телом дрожал и подтвердил запрет рабби Лева.

Так Голема на несколько десятилетий оставили в покое, пока на чердак не полез Эгон Эрвин Киш. После возвращения он не дрожал, а принес ошеломляющую новость, что на чердаке кроме старой рухляди ничего нет. За останками Голема он отправился на Холм Виселиц (Sibenicni vrch) на Жижкове, где согласно другой легенде мог быть закопан созданный рабби Левом Голем, но и там ничего не нашел. Значит, у Праги не было Голема, ни живого, ни мертвого. Осталась только легенда как сюжет для литературы и фильма.
Karel Krejčí

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты