гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Прага - легенды и действительность

Прага фантастическая (Фауст)

Фауст
Фауст
Разумеется, в странном обществе рудольфинской Праги должен быть и сам доктор Фауст, который стал воплощением жажды знаний, закрытых от человека непроницаемой завесой тайны. Фауст был типичным представителем того времени в примитивном смысле, как человек, который ради удовлетворения своей грешной мечты вступил в сговор с дьяволом, показывал обществу разные фокусы и манипуляции, после чего им завладели адские силы. Так в рамки христианской мифологии попал обычный тип колдунов и шарлатанов, которые проводили свои представления в широком диапазоне - от императорского двора до ярмарок в небольших городах.

Лицо, давшее имя этому персонажу - историческое. Существовал настоящий доктор Фауст, который жил в Германии на рубеже 15 и 16 вв., но сведения о нем никак не связаны, ни по времени, ни по месту, с рудольфинской Прагой. Легенда же своего героя свободно перемещает и в веках, и по всей Центральной Европе, не только в Праге превратившись в предание.

Чародей Жито
Чародей Жито
У Фауста в Праге был предшественник, даже, скорее, двойник, стилизованный в духе чешского патриотизма. Это чародей Жито, который проводил свои чудеса при дворе короля Вацлава IV, т.е. на сто лет раньше Фауста. Своим мастерством он поставил в неловкое положение подобных ему немецких фокусников.

Некоторые истории у Фауста и Жито повторяются, и трудно судить, образ Жито был произведен от Фауста или фаустовская история переняла некоторые эпизоды от чешского колдуна.

Однако и самые старые народные книжки о Фаусе, так наз. фаустбухи (самая старая с 1587 г.) повествуют о пребывании Фауста в Праге. Рассказывается о двух поездках Фауста по Европе. В одной его нес по воздуху Мефистофель в виде коня с крыльями, в другой он сам шел пешком или ехал на обычном коне. Он посещал разные города, Прага упоминается в обеих поездках.

В одной версии рассказывается о его продолжительном пребывании при императорском дворе в Праге. Фауст оттуда на одну ночь «сбежал» в Эрфурт посидеть и выпить со своими приятелями, а утром опять вернулся в Прагу.

Прагу также посетил его фамулус (ассистент) и наследник Вагнер, историям которого посвящается другая народная книжка, продолжающая ткань повествования о Фаусте. Ученик чародея продал в Праге одному раввину (точно не мудрому рабби Леву) ученого попугая, который говорил по-еврейски, по-гречески и на латыни и проявлял желание научиться немецкому языку. Потом оказалось, что это была обычная сорока.

Распространение фаустовской темы привело к связи Фауста с Чехией еще в одном случае. Возникшая легенда идентифицировала Фауста с изобретателем книгопечатания Гуттенбергом. Уже в 17 веке в разных хрониках появляется утверждение, что фамилия известного Фауста - Счастливый (St'astny), и он родом из Кутной Горы; во время гуситсткой революции эмигрировал в Германию, и там подписывался по своему родному городу Куттенберг, потом свою фамилию Счасливый писал на латыни - Фауст. Так и прославился в двух черных искусствах - как чернокнижник и книгопечатник.

Другие легенды сообщают, что Фауст в Праге выпустил свою колдовскую книгу в 1506 году, которая позже выходила под именем Доктора Фауста и была очень адская.

Фаустов дом на Карловой площади в Праге. Фото Индржих Чех
Фаустов дом на Карловой площади
Главной опорой фаустовской легенды в Праге была ее привязка к конкретному месту - Фаустовому дому. С этим связана особая, типично пражская легенда о студенте, который поселился в этом доме уже после несчастного конца известного чародея, тоже попал под дьявольские козни и был унесен в ад через ту же дыру в потолке, как и его предшественник.

В нынешнем представлении эти легенды связаны с известным дворцом на Карловой площади, который принято называть Фаустовым домом. Однако предание, связывающее пребывание известного чернокнижника в Праге с нынешним Фаустовым домом не единственное.

Поэту Шебестиану Гневковскому в 1782 году скупщицы на староместских рынках рассказывали различные истории о Фаусте, ссылаясь на своих прабабок, которые «своими глазами видели» Фауста и считали его чехом.

Тейфлов дом на Мелантриховой улице в Праге
Тейфлов дом на Мелантриховой улице
Гневковский также называет дома, с которыми связано пражское проживание Фауста. В первую очередь это было «обветшавшее строение посреди Угольного трга», которое «ради лучшего вида и расширение торговой площади было снесено». Другой воображаемый Фаустов дом назывался также Дьявольским (т.е. Tejflův dům) в Сирковой улице (ныне Мелантриховой). Название улицы (Серная) связано с тем, что после чародея и его адского сообщества долго пахло серой. Третьим Фаустовым домом был Сикстов дом в Целетной улице.

О доме в центре площади Угольный трг писал и Йозеф Сватек, что это был самый старый дом на Старом Месте и «многий чех не рад был, когда в 1807 году начали снос этого памятного дома».

Появление второй легенды народное толкование название дома и улицы. Поводом для третьей легенды могло быть то, что в непосредственной близости от Сикстова дома стоял дом «У Золотого гребня» (U Zlateho hrebene), принадлежавший страстному чешскому алхимику, мещанину пану Коралеку из Тешина, героя романа Сватека и повести Винтера, которых в алхимической посуде утопил значительную часть своего имущества.

Интересно, что Гневковский в 1844 году не упоминает о доме на Карловой площади. Из других документов также видно, что посетители Праги в первой половине 19 века помещали дом Фауста в некоторые из староместских домов. Только после 40-х лет устанавливается традиция нынешнего Фаустового дома на Новом Месте.

Главным виновником возникновения легенды считается один из панов Младот из Солописк, которые в 18 веке перестроили дворец в его нынешний вид. У этого Младоты якобы была дома богатая коллекция механических игрушек, по сути манекенов-автоматов, которые он демонстрировал своим гостям как современное чудо.

В путеводителе 1787 года «Полное описание королевского столичного города Прага» о Фаустовом доме написано:
«В шутку об этом доме говорят, что оттуда злые духи унесли Фауста. В память об этом поверье владелец дома изготовил оптический ящик, в котором это событие демонстрировалось каждому, кто из любопытства заглядывал сюда». Автор книги современник Младоты, поэтому мог видеть чудеса Фаустова дома сам или слышать о них от очевидцев.

В доме Младоты на Карловой площади до определенного времени работала ложа вольных каменщиков, которая занималась еще и другими делами, строго запрещенными императрицей Марией Терезией - оккультизмом и медиумизмом. Это способствовало распространению слухов о доме чародея.

В «Биографическом словаре австрийской империи» 1855-1891 гг. написано, что Младоты владели и продавали трижды чудесный препарат - «воздушную соль, воздушную воду и воздушное масло», который добывали на градчанских сланцах над потоком Бруснице, т.е. вероятно, в Оленьем рву. В то время во всех ложах вольных каменщиков и у многих частных лиц были химические лаборатории. В них уже вместо фантастического поиска золота или эликсира жизни проводили исследования новых средств, которые были бы полезны развивающейся промышленности.

Возникает вопрос, как Младотам достались сланцы и где они их обрабатывали. Объяснение найдем в градчанской топографии. За Пражским градом в Викаржской улице стоит так называемый Младотов дом, в котором была библиотека градчанского пробства. Нынешнее название дома связано с тем, что его приказал построить пробст Адам Игнац Младота. Вполне вероятно, что по этому случаю его близкий родственник узнал о сланцах над Оленьим рвом, из которых изготавливал свои препараты где-то в непосредственной близости.

Злата улочка на Пражском граде
Злата улочка на Пражском граде
Для этого лучше всего подходил один из пустых или легко доступных домиков в Златой улочке по соседству. Они будто созданы для химической лаборатории. Вместе с ним здесь, возможно, работали и другие, поэтому нельзя исключить, что Злата улочка, действительно, была улочкой алхимиков. Но не в рудольфинское время провидцев, а в просвещенном 18 столетии.

Пражские легенды сохранили еще рассказ о неком алхимике, который тут работал в 19 веке.

Вероятно, это был волшебный фонарь, который привел ренессансного ученого и барочного чернокнижника в одном лице во дворец в стиле рококо. Сначала, наверно, эти попытки выглядели как шутка, но позже, когда об искусственной игрушке забыли и исчез староместский дом, считавшийся домом Фауста, фаустовское предание переместилось в новую резиденцию, соответствующую развивающемуся туризму. Переезд Фауста из старинного домика на Угольном трге в представительный новоместский дворец соответствовало и повышению общественного положения чародея - из странствующего фокусника в символ вечно ищущего человечества.
Karel Krejčí

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты