гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Прага - легенды и действительность

Прага мещанская и народная

Чешскому пражскому роману знакомо немного дворянских дворцов и домов патрициев. Дворяне, как и патриции-мещане, закрыты для писателей, поэтому их мир фантастически деформирован в романах. Купеческих семей со столетними историческими традициями также не найти.

Типичным пражанином того времени является малый мещанин - petit bourgeois, Kleinburger - мелкий буржуа, представитель многочисленного слоя населения большого города. Он не принадлежит ни к богатому мещанству, ни к беднякам.

Характерной чертой этой прослойки населения является опасение утратить стабильность «золотой середины». Это привело к узкому кругозору. Поэтому «малый мещанин» стал объектом презрения и ненависти творческих людей, считавших их приземленные вкусы препятствием к развитию. Хотя несколько десятков лет до этого тот же самый малый мещанин был идеализирован и считался опорой национальных традиций и стабильности общества. Из этого прославления малого мещанина появилась литература так наз. бидермейера.

Но был и третий аспект, трагический. В период быстрого развития техники и капиталистической коммерции малый мещанин оказался на распутье - заняться предпринимательством, рисковать и, возможно, достичь головокружительных высот, богатства и блеска, или, в случае неудачи или пассивного поведения, скатиться на дно. Так благополучный ремесленник мог стать как фабрикантом, так и рабочим пролетарием.

Ян Неруда. Гастрман
Гастрман
Иногда ограниченность малого мещанина проявлялась в том, что он, как например, доктор Казисвет, игнорировал открывавшиеся перед ним шансы, оставаясь в своем панцире. Впечатляет трагедия повести о Гастрмане - старом отставном судебном чиновнике, который жил иллюзией об огромной цене его коллекции минералов, которые он сам насобирал. Весь его воображаемый мир рухнул, когда он узнал, что его камни ничего не стоят.

Иностранцы, посетившие Прагу, не раз замечали, что ее жители несколько мрачноваты, беспокойны, чем отличаются от других австрийских народов, особенно жителей Вены. Как только увидишь в самом радостном городе мира, т.е. в Вене, недовольное лицо, так это окажется чех. Это мнение повторяется в представлениях иностранцев. Альбер Камю посетил Прагу в 1939 году, во время глубокой коллективной депрессии. Свое впечатление он выразил в драме с популярным странствующим сюжетом о богатом иностранце, который хотел заночевать у бедных людей и был ими убит и ограблен. Потом оказалось, что это был их сын, который после долгих лет за границей вернулся домой и хотел сделать своим родителям сюрприз.

С 17 века этот сюжет бродит по Европе, появляется в новостях, барочных проповедях, рассказах, переходит в литературу. Столкнулся с ним и Неруда, использовав в одном из своих фельетонов.

Игнат Геррманн. У съеденной лавки
У съеденной лавки
Несчастный купец Мартин Жемла, герой романа Игната Геррманна «У съеденной лавки» (U snedeneho kramu), принадлежит еще к тем трагическим малым мещанам, лодка которых разбилась о скалу новой эры предприимчивых людей. Его нерадостная жизнь вызвана не столько силой привычек, сколько слабой волей.

Остальные герои Геррманна принадлежат к умеренно процветающему слою мелкой буржуазии Праги, живущих не на Малой Стране, где домики втиснуты между массивными феодальными дворцами, храмами и монастырям, а в буржуазном Новом Месте, где открывается новая территория за счет сноса городских крепостных стен.

Игнат Геррманн. Отец Конделик и жених Вейвара
Отец Конделик и жених Вейвара
Там работает отец Конделик. Титульный герой изображен так правдоподобно и убедительно, что превратился в типаж, вышел за рамки литературы и стал общим понятием. Персонажи Геррманна поданы с лучшей стороны, но не идеализированы.

Капризы Фортуны проявлялись не только в среде предпринимателей, но и интеллигенции. Не был исключением студент, который потратил на развлечения деньги, предназначенные для учебы, погубил свой талант, не дождался признания, скатился на низший уровень общественных ценностей.

Иначе было, когда на дно общества попадал человек из уважаемых слоев мещанской Праги. Такая история возбуждала фантазию, и возникала легенда. У Праги 60-х лет был такой персонаж - Франтишек Угер, доктор права, депутат чешского земского сейма. За короткое время он так обеднел, что в облезлых лохмотьях останавливал на улице знакомых, просил милостыню, пару крейцеров, которые пропивал в ближайшей пивной в обществе представителей столичных подонков. Спал в подвалах и конюшнях, на куче строительного мусора, откуда был отнесен на больничную койку, с которой уже не поднялся. Во время своего процветания он много пил, и его брак с девушкой на 20 лет младше распался вскоре после свадьбы. Его судьба не заслуживала такого сострадания, какое проявлял к нему пражский люд. Но об этом легенда не спрашивает. Легенда Угера сформирована из разных рассказов и сплетен в драму популярного артиста Франтишека Леопольда Шмида и в его трактовке жила дальше. Шмид хотя и не был неудачником, но у него были большие амбиции, которые ему не удалось удовлетворить, и он нес по жизни горечь разочарования в жизни.

Франтишек Угер и Батальон
Франтишек Угер и Батальон
Местом действия своей истории автор избрал корчму «Батальон». Угер напевал песенку «Ах, все прошло, надежды не осталось», которая прочно вошла в пражский фольклор. Под ее душераздирающие слова и мелодию в разных темных уголках подземной Праги роняли свои слезы люди, которым тоже «солнышко перестало светить». С ними плакали и те, кто хоть и не упали так глубоко, но болезненно ощущали крах своих иллюзий.

Еще одной чертой к лирическому сюжету служит трогательная сцена похорон. В то время каждого дипломированного доктора Карлова университета в последний путь провожал декан и педель (надзиратель за студентами) соответствующего факультета с их регалиями. За бедным гробом, в котором покоился бывший депутат, из морга к общей могиле на краю городского кладбища, следовали представители высшего образования наряду с опустившимися личностями пражского андеграунда, настоящая компания доктора, корчма «Батальон».

На самом деле, как писали газеты, нашлось несколько друзей, которые организовали почившему приличные похороны. Процессия шла по городу, а от ворот гроб был отвезен на Ольшанское кладбище. В процессии шли семь священнослужителей во главе с приором, педель, и не только декан, но и замдекана коллектива докторов юридического факультета. Компания из пражской корчмы держалась на почтительном расстоянии.

Как сентиментальная песня, так и контрасты его последнего пути остались неразрывно связаны с этим персонажем, равно как и корчма «Батальон», располагавшаяся напротив «Зеленой жабы». Так была создана одна из пражских легенд.
Karel Krejčí

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты